Take a fresh look at your lifestyle.

Деление таухида на три: Был ли правильным таухид рубуби у многобожников?

0 236

Для изучения и разъяснения любой науки ученые прибегают к различным методам. Делят ее на разделы и части. Так же и наука о вере не осталась без таковой. Одни ученые, желая облегчить изучение науки о вероубеждении разделили ее на три части и это иляхият, нубууат и самгият.

Раздел «иляхият» знакомит нас с Аллахом, «нубууат»  с пророчеством, а «самгият» с вопросами Судного дня, ангелов и т.д. Подобного рода деления допустимы и не представляют собой опасности, если они в своей основе соответствуют и не противоречат Корану и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Но если  же подобное противоречит основам, то и истекающие из нее проблемы также будут противоречить основам шариата. Как это получилось с делением таухида на три: таухид рубуби, таухид улюхий и таухид аль-асмаи уа-ссыфат. Что означает – единственность (считать единственным) в господстве; единственность (считать единственным) в божественности; единственность (считать единственным) в именах и атрибутах. Таухид рубуби включает в себя способность творить, создавать, давать жизни и умерщвлять, давать пропитание и т.д. Таухид улюхий подразумевает право быть единственным объектом поклонения.

В результате подобного деления появилось заключение о том, что у мушриков (многобожников) таухид рубуби был правильным, а их заблуждение проявлялось в таухиде божественности и имен и атрибутов Всевышнего. На основе этого даже было высказано мнение, что мушрики лучше чем некоторые мусульмане. На самом ли деле так? Ученые, приемлющие такие взгляды основывают правильность одной части единобожия многобожников аятами из Корана, где говорится: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах»». Мы должны уяснить для себя, что «скажут» не указывает на веру, так как в Коране говорится и о том, что они (мушрики) истинно не веруют. Поэтому нам следует различать веру от слов. Также особо следует отметить, что принимая такое деление, мы вынуждены согласиться с тем, что тот, кто принимает господство чего-то, признает и его божественность, т.е. начинает поклоняться данному объекту. Например, мы начали поклоняться Аллаху по причине того, что мы признали Его господство, Его возможность творить, давать жизнь и умерщвлять, обеспечивать пропитанием свох рабов. Посему, если бы у мушриков таухид рубуби был правильным, они должны были поклониться самому Аллаху, а не идолам. Поэтому, как раз таки из-за неправильности таухида рубуби, мушрики не покорились Аллаху. На неправильность таухида рубуби у многобожников указывают следующие аяты:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِص وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, [говорят]: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». (Зумар: 3)

Данный аят указывает на то, что мушрики были убеждены в том, что идолы, которым они поклонялись, могут приблизить их к Аллаху. Т.е. они придали качество Всевышнего «приближать и отдалять» своим идолам, тем самым совершили ширк. Где же здесь таухид?!

وَحَاجَّهُ قَوْمُهُ ۚ قَالَ أَتُحَاجُّونِّي فِي اللَّهِ وَقَدْ هَدَانِ ۚ وَلَا أَخَافُ مَا تُشْرِكُونَ بِهِ إِلَّا أَن يَشَاءَ رَبِّي شَيْئًا ۗ وَسِعَ رَبِّي كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا ۗ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ

«Его народ стал препираться с ним, и тогда он сказал: «Неужели вы станете препираться со мной относительно Аллаха, в то время как Он наставил меня на прямой путь? И я не боюсь тех, кого вы приобщаете в сотоварищи к Нему, если только мой Господь не пожелает чего-либо. Мой Господь объемлет знанием всякую вещь. Неужели вы не помяните назидание?» (Скот: 80).

Из этого аята следует, что мушрики боялись своих божеств, когда как Ибрахим (мир ему) не боится того, чему они поклонялись. Страха и трепета перед собой достоин только Господь миров. Где же здесь таухид?!

وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ

«Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» (Ясин: 78)

В этом аяте многобожники вообще отрицают способность Аллаха воскресить человека. Так как же можно утверждать после этого о правильности таухида рубуби у мушриков?! Как же вы размышляете?!

Как было выше сказано, в самом делении нет проблем, проблема в соответствии или несоответствии подобного деления Корану и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). И мы, посредством лишь нескольких аятов, убедились, в том, что у многобожников не был правильным таухид рубуби, что напротив, они придавали равных Аллаху в этой части таухида. Не говоря о том, что таухид не делили сам Аллах, Пророк, сподвижники, а также праведные предшественники.

Альтернатива…

Если деление таухида на три не обосновано, то, как же тогда нам будет лучше и удобней познакомить нас с нашим Творцом?

В данном случае нам может помочь классификация атрибутов Всевышнего, по методологии матуридитского вероубеждения, на «затия» и «субутия».

Все атрибуты Аллаха подразделяются на личностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия). Личностные атрибуты сводятся к тому, что Аллах, как Творец, Царь и Управитель всего сущего обладает следующими абсолютными качествами, не присущими для других форм бытия:

Личностные (сифат аз-затия) атрибуты

  • аль-Уджууд – необходимость Его существования (Коран 57:3);
  • аль-Кыдам – предвечность. Его существованию не было начала (Коран 57:3);
  • аль-Бакаа – вечность. Существованию Аллаха нет конца (Коран 55:26-27);
  • аль-Уахдания – единственность. Нет подобия Его свойствам и сущности (Коран 112:1, 2:163, 17:42, 35:3);
  • аль-Мухаляфату лиль-хауадис – неподражаемость. Его свойства и сущность не похожи на свойства и сущности Его творений (Коран 24:11);
  • аль-Кыяму би Нафсихи – постоянство. Его существование не зависит от Его творений. Он был, когда ничего не было и будет вечно (Коран 35:15, 112:2).

Это означает, что объект поклонения «илях» должен обладать данными личностными качествами. Если же объект не обладает даже одним из этих качеств, он не может быть считаться божеством. Тогда как у Аллаха мы находим данные качества. Поэтому Он достоин поклоения. Но наряду с данными качествами у объекта поклонения должны быть атрибуты, которые доказывают его божественность.

Доказательные же атрибуты Всевышнего сводятся к следующим положениям:
1) Хаят – жизнь. То есть, Аллах живой, но его жизнь не похожа на жизнь Его творений (Коран 25:58, 40:65, 2:255);
2) Ильм – знания. Его знания изначальны, беспредельны, неизменны и вечны (Коран 66:2, 20:111, 67:14, 8:73, 23:17, 2:284);
3) Самъ – слух. Всевышний Аллах слышит все, но не так как Его творения (Коран, 17:30, 24:11, 58:1, 40:56);
4) Басар – зрение. Зрение Аллаха не таково как зрение Его творений. Оно беспредельно. (Коран, 17:30, 24:11, 58:1, 40:56);
5) Ирада – воля. Воля Аллаха беспредельна. Нет ничьей более сильной воли, чем Его Воля (Коран, 3:47, 2:105, 3:40, 5:1);
6) Кудра – мощь. Ничто не может противостоять неограниченной мощи Аллаха (Коран 46:33, 16:77, 24:45, 35:1);
7) Калам – слово. Способность Аллаха говорить, не нуждаясь ни в голосе, ни в языке невообразимым для людей образом (Коран, 4:144);
8) Такуин – способность создавать. Аллах способен создать все из ничего (Коран, 59:24).

Атрибуты действия как:
а) Ихъя – способность оживлять;
б) Имата – способность умерщвлять;
в) Тахлик – способность создавать;
г) Тарзик – способность предоставлять различные блага Своим созданиям, относятся к атрибуту – Такуин.

Разве подобного рода квалификация атрибутов Творца не дает нам возможность признать Его божественность? Да, обладающий вышеперечисленными качествами объект может считаться объектом поклонения – «илях». После такой классификации нет нужды деления таухида на три, на четыре и т.д. Также, после знакомства с Аллахом подобным образом, мусульманин не будет приравнивать кого либо или что либо Ему и не уподобит Его творениям, т.е обезопасит себя от ширка и неверия.

О, Аллах! Дай нам правильное понимание религии и покажи нам истину – истиной и помоги следовать за ней, также покажи ложь – ложью и помоги остерегаться ее!

Канат Алшимбаев

Теолог, наиб имам мечети «Садуакас кажы Гылмани», г.Нур-Султан

Пікір жазу

Поштаңыз сыртқа жарияланбайды.